Бывает ли у Вас так, что вроде бы и предложение у Вас интересное и выгодное для партнера и говорите Вы убедительно, а … впечатление такое, что Вас не слышат и не хотят слышать?
Такое может случиться, если некоторые нюансы Вашего поведения вызывают у собеседника недоверие и напряженность. Что это может быть? Внимательно ознакомьтесь с нижеследующим списком и строго спросите себя, как часто Вы грешите хотя бы некоторыми из них?
Итак, вот модели поведения, не способствующие взаимопониманию и конструктивному диалогу:
- Негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных интересах).
- Поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение.
- Низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза).
- Угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно «клещами тащить каждое слово»).
- Серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего всерьез).
- Заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие.
- Отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания и субъективные оценки по первому же впечатлению; все это заставляет собеседника принимать оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению).
- Повышенная отвлекаемость, увиливание от рассматриваемой проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга.
- Притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания, отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это воспринимается иногда как оскорбление).
- Надменность и пренебрежение к собеседнику, «процеживание» слов сквозь зубы.
- Болтливость, т.е. «владение разговором как личной вотчиной».
- Непрошенные советы.
- Безаппеляционные замечания с небрежным «отметанием» чужого мнения; такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре.
- Закрытые вопросы ведут к созданию напряженности в беседе, поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра, и он может почувствовать себя как на допросе.
- Нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника.
- Опасно игнорировать предубеждения собеседника.
- Люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают.
- Нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний.
- Необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится.
Не следует принимать молчание как внимание: нередко это всего лишь погруженность в свои мысли. Стремитесь получать обратную связь.