Открытые вопросы — вопросы, которые начинаются с вопросительных слов: что?, как?, где?, почему?, когда?, каким образом?, какой?, насколько? и др. Например, какие яблоки вы любите?
Закрытые вопросы — вопросы, на которые можно дать ответ «да или «нет». Например, любите ли вы яблоки?
Открытые вопросы дают нам возможность выяснить, что хочет покупатель, самым коротким путем.
Альтернативные вопросы — предлагают собеседнику варианты ответов.
- Вы любите красные или зеленые яблоки?
- Какие яблоки вы любите: красные или зеленые?
Конкретизирующие вопросы — вопросы, в которых есть слово «именно» или «конкретно». Назначение их — уточнение, сужение круга предпочтений клиента, более четкое прояснение его потребностей.
- Какая именно литература вызывает у вас сейчас наибольший интерес?
- Какой конкретно жанр вас сейчас привлекает?
- Какой конкретно холодильник вы бы назвали хорошим? Какими качествами он должен обладать?
Расслабляющие вопросы — это вопросы, в которых есть что-то вроде «Удобно ли Вам будет, если...». Это вопросы, позволяющие нашему собеседнику чувствовать себя главным в переговорах, даже если он делает то, что на данный момент нужно нам.
- Удобно ли вам будет, если я сначала задам Вам несколько вопросов, чтобы точнее представлять, что конкретно вас устроило бы, а потом мы...
- Удобно ли вам будет, если мы сразу перейдем к стенду?
Встречные вопросы — вопросы, которые звучат в ответ на вопрос собеседника, позволяют нам взять паузу, временно уйти от нежелательного вопроса, добавить элемент игры, включить собеседника в действие.
- И сколько стоит такая машинка?
- А как бы вы ее оценили: больше или меньше предыдущей?
- На какой срок хватит этого очистителя?
- А вы как думаете? Как часто пользуетесь?
Такие диалоги позволяют отойти от строго официального общения в сторону более живого и неформального.
ВОПРОСЫ-ПЕРЕСПРОСЫ используются для того, чтобы
- оказать собеседнику эмоциональную поддержку, создать доверительную атмосферу;
- выяснить потребности собеседника;
- дать себе паузу для размышления;
- временно уйти от обсуждения проблемы;
- обеспечить себе возможность перехода к конкретному предложению.
ДОСЛОВНЫЙ ПОВТОР — дословное повторение мысли, высказанной клиентом, с вопросительной интонацией.
- Какую блузу вы бы хотели подобрать?
- Что-нибудь легкое, шифоновое.
- Что-нибудь легкое, шифоновое?
ЗВУКОВОЕ ЭХО — повторение последних слов с вопросительной интонацией.
- Какие машины вас интересуют вас, в первую очередь?
- Малолитражки, скорее трехдверные.
- Трехдверные?
СМЫСЛОВОЕ ЭХО — повторение ключевых слов высказывания клиента.
- Какую блузу вы бы хотели бы подобрать?
- Я вообще ношу разные вещи, люблю всегда выглядеть по-разному. Я сейчас думала о чем-нибудь легком, шифоновом, потому что в моем гардеробе много трикотажных вещей, а такого... романтического, струистого, летящего пока нет.
- Легкого, шифонового?
- Романтического?
Дословный повтор, звуковое и смысловое эхо раскрепощает клиента, побуждают его уточнять и развивать свою мысль.
ПЕРИФРАЗ — это пересказ утверждения собеседника другими словами с вопросительной интонацией. Этот вопрос уместно начать со слов:
- Правильно ли я понимаю, что...
- Имеете ли вы в виду, что...
- Иными словами, Вы хотели бы … или нет?
Пример:
- Я, ну, в общем, у нас на работе будет, это... вечеринка, и мне, одеться надо, как это сказать, поприличней, что ли...
- Правильно ли я понимаю, что Вам хотелось бы подобрать хороший костюм?
- Э-э-э, да, Вы правы, но мне хочется, чтобы он был не вот уже прямо на раз одеть, и чтоб в шкафу висел, а такой, ну попроще, что ли...
- То есть, вам хотелось бы хороший костюм, чтобы можно было и на вечеринку сходить, и потом носить на каждый день?
- Да, именно, и чтоб не было там, знаете, как у артистов всяких там наворотов, или цвет вот еще, чтобы глаз не резал, да?
- То есть, у нас получается скорее классический стиль и спокойный цвет.
- Да-да! Здорово вы в этом разбираетесь