Залог успешного общения состоит не в том, ЧТО вы хотите сказать, а в том, как ваши слова будут восприняты собеседником. Даже одно слово может придать фразе совсем не тот смысл, который мы в нее вкладывали. В этой связи важно следить за правильностью своей речи и соблюдать нижеследующие правила.
1. Использование частиц «не» и «нет» приводит к двум нежелательным последствиям:
Например, вы говорите: «Это не портит», - и клиенту сразу хочется проверить, так ли это. У покупателя возникает ассоциация: «Может испортить».
Вместо частиц «не» и «нет» следует использовать позитивную формулировку: Вместо «Это не портит инструменты» - «Это безопасно для инструментов».
Начинать фразу со слова «нет» - дурной тон. Вместо этого слова (когда «да» сказать невозможно):
2. Следующее слово, мешающее нам достичь взаимопонимания, - это «если».
«Если вам понравится» - следовательно, может и не понравиться. Лучше использовать слово «когда» или будущее время. Например: «Когда вы убедитесь, что…»
3. Следует избегать категорических конструкций.
Вместо «Я считаю…» - «Я думаю…»
Вместо «Вы должны…» - «Вы можете…»
4. Слово «придется» несет смысловую нагрузку принуждения.
Предпочтительней сказать: «будет возможность…», «можно», «лучше»
5. Вопрос «что вам не нравится?» или «что вас не устраивает?» заставляет сконцентрироваться на негативной оценке.
Услышав такой вопрос человек сам себя «накручивает», и вывести его потом из этого состояния довольно сложно. Заменить на «Что можно улучшить?» или «Как вы себе это представляете?»
6. Слова «дорого», «дешево», «купить» и «продать» употребимы при общении с посредниками и коллегами, но не подходят в работе с конечным потребителем.
«Дорого» меняем на «престижная цена»,
«Дешево» - на «Экономично»
«Удешевить» -- «Подобрать оптимальный по цене вариант»
«Продать» -- «Предложить»
«Купить» -- «Приобрести»
7. Слова-поговорки (в общем-то, в принципе, как бы) снижают доверие к последующим словам.
8. Термины, требующие пояснения, необходимо разъяснять. Старайтесь избегать специфической терминологии, которая не является общепонятной.
9. Ограничения, выраженные словами «целых». «всего», должны употребляться очень к месту. Например,
Негативная формулировка (если нужно быстро) – Целая неделя.
Позитивная формулировка – Всего семь дней.
Негативная формулировка – Всего три средства.
Позитивная формулировка – Средства для каждого этапа.
Негативная формулировка - Всего три недели (хотелось бы больше)
Позитивная формулировка – Целых три недели.
10. Следует избегать употребления слов: «проблема», «затруднения», «не устраивает».
Эти правила позволят вам избегать ситуаций, когда клиент становится раздраженным или предубежденным против вас на интуитивном уровне, и вы сможете легко и быстро убеждать людей.