В нескольких статьях я упомянула SMART-технологии постановки цели. Эти технологии так часто склоняются то в статьях, посвященных постановке целей, то в программах тренингов, что создается впечатление: только не умеющий читать ничего об этом не слышал. Однако слышать еще не значит понимать и разобраться в предмете.
Для начала несколько слов об истории. SMART – слово английское и переводится, как «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый». В технологии постановки целей оно является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. и содержит в себе 5 критериев постановки целей:
- Specific - конкретность;
- Measurable - измеримость;
- Achievable - достижимость;
- Realistiс - релевантность;
- Timed - определенность по времени.
А теперь давайте разберемся в каждом пункте.
- Конкретность. Цель должна быть четкой и конкретной. Если в цели есть слова «больше», «раньше» и т.д., обязательно указать, на сколько (рублей, минут, процентов и т.д.). Конкретной – значит не допускающей двусмысленного толкования. Если речь идет о постановке задачи сотруднику, то ее формулирование должно способствовать четкому пониманию сотрудником того, что от него требуется.
- Измеримость. Результат достижения цели должен быть измеримым. «Стать счастливой» - трудно измеримый результат (и не конкретный тоже). А вот «выйти замуж» - вполне измеримый; достаточно одного взгляда в паспорт. Следует устанавливать конкретные критерии для измерения прогресса. Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. И весьма трудно это сделать в том случае, если критерии измерения не уточнены и понимаются сторонами по-разному.
- Достижимость. Цель должна быть реально достижима, пусть даже в потенциале. Вы или сотрудник, для которого ставится эта задача, должны обладать ресурсами (внешними и внутренними) для решения данной задачи и достижения этой цели. Либо Вы должны понимать, как обрести эти ресурсы.
- Релевантность. При постановке цели/задачи необходимо учитывать влияние тех факторов, которые не контролируются Вами или данным сотрудником. Например, объем продаж может зависеть не только от продавца, но и от множества других факторов: наличия товара, посещаемости магазина, действий конкурентов и пр. Поэтому для торгового представителя разумнее поставить цели, описывающие количество встреч, звонков, визитов к потенциальным клиентам и соблюдение стандартов работ. Перед продавцом торгового зала, возможно, стоит поставить задачу - повышение товарооборота при постоянном количестве клиентов. Ставя же цель раньше вставать, стоит помнить о том, что придется и раньше ложиться, чтобы высыпаться. Либо искать другие способы обеспечения полного своего восстановления.
- Определенность по времени. Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Без сроков конкретной цели нет. Сотрудникам необходимо указывать конечные и промежуточные сроки для каждого этапа работ, начиная с классических повесток, протоколов собраний, где положено указывать принятые решения, ответственных за исполнение принятого решения и заканчивая компьютерными программами по управлению проектами (МS Project, Time line).
Исходя из вышесказанного указания типа:
- Работать лучше
- Повысить производительность труда
- Работать по плану
- Продавать больше
- Качественно обслуживать потребителей
- Мотивировать персонал
Не могут считаться грамотно поставленными целями и задачами. Немного лучше следующие формулировки:
- Довести узнаваемость бренда до 25%
- Повысить удовлетворенность клиентов в течение ближайшего квартала
- Обеспечить реагирование на заявки клиентов в течение 24 часов от момента поступления заявки
- Захватить 100% рынка подгузников города к 2015 году
Но и в них не хватает то конкретности, то релевантности, то отсутствуют сроки. Самая удачна постановка целей следующая:
- Довести уровень текучести технического персонала до 10% к началу 2011 года
- Ввести в действие программу «Тайный покупатель» к 1 мая текущего года
- Обеспечить месячный товарооборот по мясному направлению в размере 5 млн.рублей к 1 июня.
- К 20 декабря сформировать программу празднования Нового Года в рамках выделенного бюджета 100 тыс.руб.
Умение грамотно ставить цели и задачи помогает нам добиться четкого их понимания и выполнения сотрудниками, с одной стороны. С другой стороны, постановка личной цели по технологии SMART позволяет:
- Своевременно обнаружить подводные камни, способные препятствовать достижению цели
- Сконцентрироваться на соответствующем намерении и настроиться на нужную волну. Это дает возможность не только придумать способы достижения цели, но и «притянуть» необходимые события.
- Конкретизация и способы измерения достижения результата помогают лучше понять, чего хочется на самом деле. Это позволяет в некоторой степени определить действительную необходимость данных целей для Вас.
- Установить связи между текущей целью и другими вашими целями, целями близких вам людей и т.д., а также отсеять «плохие» цели и оставить «хорошие».