К сожалению, руководители обычно не придают большого значения взаимоотношениям в коллективе. Даже если в компании поставлены процессы планирования, обучения, организационная культура, без подержания и развития взаимоотношений организация будет развиваться непродуктивно, либо не столь продуктивно, как могла бы. 90% текучести кадров напрямую связано с проблемами взаимоотношений.
В нашем мире «Я» стоит на первом месте. Мы стремимся, чтобы другие удовлетворяли НАШИ потребности. Подобная перспектива с позиции успешного менеджера - не что иное, как желание смерти. Успешный руководитель должен помогать другим людям достигать их собственных целей.
Люди устанавливают взаимоотношения потому, что хотят удовлетворить свои потребности. Удовлетворенная потребность - основа взаимоотношений. Удовлетворение приносит ощущение довольства и безопасности, неудовлетворенность - обиду и фрустрацию.
Майрон Раш, известный консультант в области управления, выделил четыре тина взаимоотношений, которые необходимо осознавать, чтобы быть успешным менеджером:
Кооперативный стиль – единственный, при котором фокус взаимоотношений лежит на других. Три других стиля фокусируются на себе. Для кооперативного стиля характерно:
Для кооперативного стиля взаимоотношений характерно стремление оказать услугу другому, вместо того, чтобы требовать/ожидать услуг от других..
Конкурирующий стиль. В этом случае "Я" заслоняет все. Каждый рано или поздно попадает в эту позицию. Проблема в том, чтобы вовремя ее распознать и как можно быстрее выбраться из этого стиля. Соскальзывание в конкуренцию из кооперирования обычно происходит постепенно и незаметно, но всегда выходит на поверхность в форме конфликта.
Для конкурироющего стиля характерно следующее:
Это начало эгоистических взаимоотношений, которые управляются «Я» и направлены на удовлетворение своих нужд за счет других .людей.
Стиль доминирования. Он отмечен страхом и контролем доминирующей стороны. Для доминирующего стиля характерно следующее:
Cтиль изоляции. Для этого стиля характерно быстрое разрушение взаимоотношений:
Восстановление кооперативного стиля
Время от времени у всех есть проблемы взаимоотношений. Поэтому важно уметь распознать, где мы сейчас находимся, и как мы можем вернуться к стилю кооперирования. Все взаимоотношения можно восстановить, если делать это вовремя. НИКТО не хочет плохих взаимоотношений, т.к. никого не восхищает боль, которую могут вызвать ухудшающиеся взаимоотношения.
Не проблема разрушает взаимоотношения, а нежелание разрешить эту проблему. Хороший руководитель не боится признать проблему и тем самым сделать первый шаг к поиску решения. Когда взаимоотношения перестают быть кооперативными, следующие шаги должны быть приняты НЕМЕДЛЕННО: