Тема - 1. Этапы создания речи
Библиотека. Школа оратора:
Тема - 1. Этапы создания речи

Ораторское искусство было известно еще в древних Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Но истинной родиной красноречия считается Древняя Греция. Значение публичного слова в Древней Греции было настолько велико, что соперничать с ним мог лишь древнегреческий театр. Среди десяти древнегреческих муз — лирики, драмы, музыки, ваяния и других — именно риторика была «царицей искусств».

Великие ораторы были тогда известны не меньше, чем знаменитые актеры. Находясь в постоянном соперничестве, эти виды искусства (как видели их древние греки) взаимообогащались. Например, красноречие усваивало некоторые элементы актерского мастерства: интонацию, мимику, жест... Выступление оратора превращалось в небольшой спектакль. Ораторское искусство считалось признаком особого дара и, конечно, высокой учености. Сильнейшие ораторы состязались в искусности публичной речи, а победители венчались лаврами.

Риторы Древней Греции подчеркивали близость слова и дела, считали их неразрывно связанными, слово приравнивалось ими к делу. Знаменитый оратор своего времени Демокрит писал: «Слово часто бывает убедительнее золота. Но сила его убедительности возрастает во много раз, если слово правдиво, если... прекраснейшими словами не прикрывается ложь».

Наверное, поэтому древнегреческая риторика много внимания уделяла подготовке к высказыванию.

Древние греки пытались дать рекомендации, которые научили бы готовиться к выступлению. В этих рекомендациях в определенном порядке назывались основные риторические действия, которые необходимы для создания подготовленной речи (устной или письменной). Их многие называют этапами подготовки речи, или риторическими канонами (от греч. «правило, предписание»).

  • Inventio - Изобретение
  • Dispositio - Расположение
  • Elocutio - Словесное выражение, украшение
  • Memorio - Запоминание
  • Aktio - Произнесение (словесное действие).

Результатом подготовки речи на первых трех этапах становится текст (для письменных жанров работа над текстом на этом может завершиться), поэтому изобретение, расположение и выражение называют основными. Задача ритора на четвертом этапе — зафиксировать в памяти подготовленный текст. Это этап запоминания. Последний этап создания речи — ее исполнение, или произнесение.

Изобретение — рождение замысла, создание идей, содержания речи. Что нужно для изобретения предстоящей речи? Конечно, необходимы знания, но случается и так, что имеющиеся знания лежат мёртвым грузом и человек не умеет ими воспользоваться. Кроме того, Цицерон остроумно писал о некоей «живости ума и чувства, которая делает нахождение всякого предмета быстрым...» Такую живость в поиске идей и аргументов речи можно натренировать в процессе практических упражнений.

Основные способы создания речи известны в риторике под именем топосов (от лат. topos — место) — «мест», или «хранилищ» идей, доказательств, которыми необходимо убедить слушателей речи. Мысли, идеи и доказательства представлялись древним риторам как бы хранящимися в опредёленных «местах» нашей памяти или сознания, а «общими» они назывались постольку, поскольку слушатели соглашались с их правильностью, присоединяясь к мнению оратора.

Топосы (общие места) могут быть также рассмотрены как способы развития замысла и создания содержания речи, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как развернуть предложенный тезис. Например, можно

  • дать определение предмету, о котором идёт речь (что есть счастье? природа? общество? и т. д.),
  • описать его по частям, показать, какие существуют виды описываемого понятия,
  • можно вести доказательство от причины (почему данный тезис верен?),
  • можно развернуть речь исходя из сравнения или противоположности,
  • можно привести в доказательство пример или сослаться на свидетельство (мнение) известного лица...

Таких топосов — смысловых моделей можно выделить немало. Познакомившись с ними, можно тренироваться в составлении речей, изобретать мысли и выражать их в убедительной и выразительной форме.

Современная риторика требует избегать шаблона, выражать собственные мысли собственными словами. Топы помогают избежать трудностей при создании устного или письменного высказывания, особенно на самом первом этапе работы. В каждом речевом жанре находят применение определенные, самые различные топы. От места топов в высказывании зависит успешность реализации изобретенного Вами содержания – новых мыслей, чувств, впечатлений.

Расположение— композиционное построение речи. Изобретённые идеи необходимо разумно расположить. Классические риторики рекомендовали от 4 до 8 частей композиции речи, выделяя главные (например, вступление, доказательство, опровержение, заключение) и опуская второстепенные. Вот их полный перечень: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.

Выражение— словесное оформление речи. Риторическое оформление речи состоит именно в отборе и использовании нужных слов. При этом необходимо рассматривать достоинства стиля в целом, оценивать как сами слова, так и построение фраз. Поиск необходимых слов для выражения мыслей, способов словесного украшения — один из наиболее сложных моментов в создании речи. Словарь любого языка предлагает богатейшую палитру словесных красок. Всякий ритор должен искать уместный индивидуальный стиль в том виде речи, в котором он участвует волею житейских обстоятельств.

При этом, чтобы добиться своей цели, необходимо не пользоваться нейтральными (блёклыми, срединными) словами, а максимально разнообразить и обогащать слововыражение, обращаясь, если это уместно, и к возвышенному стилю, и к самым простым словам.

Добавление отзыва
Чтобы изменить стандартный аватар, перетащите на него вашу картинку, или нажмите кнопку "Выбрать".
Выбрать
Добавить
Отмена
Заполните форму - и мы с Вами свяжемся.
Записаться
Отмена