Ораторское искусство было известно еще в древних Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Но истинной родиной красноречия считается Древняя Греция. Значение публичного слова в Древней Греции было настолько велико, что соперничать с ним мог лишь древнегреческий театр. Среди десяти древнегреческих муз — лирики, драмы, музыки, ваяния и других — именно риторика была «царицей искусств».
Великие ораторы были тогда известны не меньше, чем знаменитые актеры. Находясь в постоянном соперничестве, эти виды искусства (как видели их древние греки) взаимообогащались. Например, красноречие усваивало некоторые элементы актерского мастерства: интонацию, мимику, жест... Выступление оратора превращалось в небольшой спектакль. Ораторское искусство считалось признаком особого дара и, конечно, высокой учености. Сильнейшие ораторы состязались в искусности публичной речи, а победители венчались лаврами.
Риторы Древней Греции подчеркивали близость слова и дела, считали их неразрывно связанными, слово приравнивалось ими к делу. Знаменитый оратор своего времени Демокрит писал: «Слово часто бывает убедительнее золота. Но сила его убедительности возрастает во много раз, если слово правдиво, если... прекраснейшими словами не прикрывается ложь».
Наверное, поэтому древнегреческая риторика много внимания уделяла подготовке к высказыванию.
Древние греки пытались дать рекомендации, которые научили бы готовиться к выступлению. В этих рекомендациях в определенном порядке назывались основные риторические действия, которые необходимы для создания подготовленной речи (устной или письменной). Их многие называют этапами подготовки речи, или риторическими канонами (от греч. «правило, предписание»).
Результатом подготовки речи на первых трех этапах становится текст (для письменных жанров работа над текстом на этом может завершиться), поэтому изобретение, расположение и выражение называют основными. Задача ритора на четвертом этапе — зафиксировать в памяти подготовленный текст. Это этап запоминания. Последний этап создания речи — ее исполнение, или произнесение.
Изобретение — рождение замысла, создание идей, содержания речи. Что нужно для изобретения предстоящей речи? Конечно, необходимы знания, но случается и так, что имеющиеся знания лежат мёртвым грузом и человек не умеет ими воспользоваться. Кроме того, Цицерон остроумно писал о некоей «живости ума и чувства, которая делает нахождение всякого предмета быстрым...» Такую живость в поиске идей и аргументов речи можно натренировать в процессе практических упражнений.
Основные способы создания речи известны в риторике под именем топосов (от лат. topos — место) — «мест», или «хранилищ» идей, доказательств, которыми необходимо убедить слушателей речи. Мысли, идеи и доказательства представлялись древним риторам как бы хранящимися в опредёленных «местах» нашей памяти или сознания, а «общими» они назывались постольку, поскольку слушатели соглашались с их правильностью, присоединяясь к мнению оратора.
Топосы (общие места) могут быть также рассмотрены как способы развития замысла и создания содержания речи, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как развернуть предложенный тезис. Например, можно
Таких топосов — смысловых моделей можно выделить немало. Познакомившись с ними, можно тренироваться в составлении речей, изобретать мысли и выражать их в убедительной и выразительной форме.
Современная риторика требует избегать шаблона, выражать собственные мысли собственными словами. Топы помогают избежать трудностей при создании устного или письменного высказывания, особенно на самом первом этапе работы. В каждом речевом жанре находят применение определенные, самые различные топы. От места топов в высказывании зависит успешность реализации изобретенного Вами содержания – новых мыслей, чувств, впечатлений.
Расположение— композиционное построение речи. Изобретённые идеи необходимо разумно расположить. Классические риторики рекомендовали от 4 до 8 частей композиции речи, выделяя главные (например, вступление, доказательство, опровержение, заключение) и опуская второстепенные. Вот их полный перечень: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.
Выражение— словесное оформление речи. Риторическое оформление речи состоит именно в отборе и использовании нужных слов. При этом необходимо рассматривать достоинства стиля в целом, оценивать как сами слова, так и построение фраз. Поиск необходимых слов для выражения мыслей, способов словесного украшения — один из наиболее сложных моментов в создании речи. Словарь любого языка предлагает богатейшую палитру словесных красок. Всякий ритор должен искать уместный индивидуальный стиль в том виде речи, в котором он участвует волею житейских обстоятельств.
При этом, чтобы добиться своей цели, необходимо не пользоваться нейтральными (блёклыми, срединными) словами, а максимально разнообразить и обогащать слововыражение, обращаясь, если это уместно, и к возвышенному стилю, и к самым простым словам.