Тема - 2. Произношение и телодвижение
Библиотека. Школа оратора:
Тема - 2. Произношение и телодвижение

В сущности, вопрос запоминания — это вопрос домашней проработки материала речи. Чем больше вы продумываете текст будущей речи, тем богаче копилка вашей памяти.

  • Учите текст наизусть с повторением написанного про себя или вслух (зубрёжка — механическое, бессмысленное повторение, а ваше повторение пусть будет вдумчивым и осмысленным).
  • Не ленитесь писать, редактировать, переписывать свой текст, эта работа непременно напомнит о себе при устном произношении (чтобы говорить лучше, надо писать больше).
  • Читайте приготовленный текст вслух, чтобы проверить, что вы запомнили.
  • Произнесите вашу речь без записи — самостоятельно перед воображаемой аудиторией или перед кем-то из ваших близких.
  • Прочитайте или проговорите текст, записываясь на магнитофон, — вы услышите недостатки собственной речи, которые непременно захочется исправить.

Произношение и телодвижение заключительная стадия в реализации речи, ибо оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. На вопрос: «Что является главным в искусстве риторики?» — великий древнегреческий оратор Демосфен отвечал: «Произношение, произношение и ещё раз произношение». Но под «произношением» греки имели в виду не только звучание, но и внешний вид оратора (таков перевод слова pronuntiatio).

В произношении, или голосоведении, приходится обращать внимание на ряд вопросов: темп и ритм, паузация, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, постановка вдыхания. Стиль, или манера, произношения существенно влияет на успех речи: если вы говорите слишком быстро, слушатель не успевает следить за вашей мыслью и эта неряшливость в речи не может его не раздражать.

При этом сам говорящий не может последовательно развивать мысль, потому что язык как бы опережает рождающуюся мысль: слова «бегут» впереди мысли и не позволяют ей сформироваться. Впрочем, и медленная речь («тянучка») не может не раздражать: слушателю приходится тратить время и усилия на то, чтобы получить желаемую информацию, и когда этого не происходит, наступает разочарование.

Значение внешнего вида и телодвижения доказывать не приходится: ещё до того, как оратор начал говорить, о нём создаётся впечатление по его внешнему виду, позе, движениям.

Практические советы по подготовке речи.

  • Помните, что вы выступаете перед реальной аудиторией, а не в театре (ничего не надо играть), но при этом содержание вашей речи должно быть новым и привлекательным для слушателей.
  • Выступление может быть как с текстом, так и без него. Необходимо смотреть в глаза вашим слушателям и говорить без смущения, думая о предмете своей речи. Чувствуйте, как вас слушают. Старайтесь сразу «брать быка за рога»: напрягите вашу волю, не отвлекайтесь, сосредоточьте своё внимание на теме речи и смело развивайте вашу мысль.
  • Хороший оратор чувствует ответственность за свои слова, поэтому готовится тщательно (хотя и не всегда показывает это). «Мне обычно требуется больше трёх недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь», — утверждал Марк Твен.
  • Начинающему оратору следует написать текст, желательно затем отредактировать его, т. е. переписать черновик набело — чем старательнее он это сделает, тем яснее будут его мысли и слова. Вы спросите: а как же многие ораторы выступают без текста и без подготовки? На самом деле подготовка у хорошего оратора имеется всегда: он продумывает свою речь, а импровизирует на основе имеющегося знания.

  • Готовьте, продумывайте, прописывайте вашу речь, ищите оригинальные повороты мысли. Вы сразу почувствуете интерес, когда найдёте нужное продолжение вашего рассказа. Беспокойство и волнение проходят, если тщательно продумать и проработать будущую речь. Особенно внимательно приготовьте начало речи. Первые предложения должны «отскакивать от зубов»
  • Содержание речи можно развить по-разному. Какой путь вы выберете — решите сами: можно дать определение теме Вашей речи и попытаться описать ее; можно рассказать о Вашем практическом опыте и о трудностях, которые Вы преодолевали; можно вспомнить какой-то занимательный эпизод и рассказать о том впечатлении, которое он произвёл на вас и на других людей; можно сослаться на мнение авторитетного человека и привести чьи-либо выразительные слова по теме Вашего выступления.
  • Огромное значение при слушании речи имеют внешний вид и пластика говорящего. Необходимо помнить, что восприятие речи начинается с внешнего вида оратора, а затем происходит оценка звучащей речи. В народе говорят: «Встречают по одёжке — провожают по уму». Ум выражается в слове, речи, которая бывает либо приятна, либо неприятна (скучна, тягостна). Обратите внимание: выразительны ли ваши слова? Не слишком ли вы спешите? Не слишком ли тихо говорите? Проявляете ли сами старание и заинтересованность, которые непременно передадутся слушателям?

Анализировать свое (и чужое) выступление можно по следующим критериям:

  • Идеи, содержание речи (интересно ли для вас и для слушателей);
  • Слова (хочется, чтобы они были небанальны, выразительны, точны, правильны — точно выбранное слово пробуждает и уж наверняка не позволит слушателям «уснуть»);
  • Произношение (насколько энергично Вы произносите свою речь, направлена ли она на передачу главной мысли, завладели ли Вы вниманием слушателей);
  • Пластика и внешний вид (всякий жест должен быть мыслью, которая передаётся в речи).

Помните, только практика и анализ может привести Вас к овладению искусной речью.

Добавление отзыва
Чтобы изменить стандартный аватар, перетащите на него вашу картинку, или нажмите кнопку "Выбрать".
Выбрать
Добавить
Отмена
Заполните форму - и мы с Вами свяжемся.
Записаться
Отмена