Тема - 4. Словесные одежды или украшение текста
Библиотека. Азбука риторики:
Тема - 4. Словесные одежды или украшение текста

Представьте себе оратора, который, готовясь к выступлению, составил план своей речи, расположил все в логическом порядке. Однако слушают его почему-то невнимательно, выступление его, вероятно, кажется скучным, и зрители потихоньку расходятся. И все потому, что он забыл о третьем этапе создания текста, который называется выражение.

Выражение — это третья риторическая ступенька в долгом путешествии от мысли к слову, от идеи создания текста до ее воплощения. M.B. Ломоносов называл эту ступень украшением, советуя тому, »кто хочет говорить «красно», заботиться о «чистоте штиля, течении слова, великолепии и силе оного».

Этапу выражения (или украшения) придавали большое значение уже в античности. Древние греки прославились любовью к красивому слову и пышной речи, похожей на богатый букет, украшенный яркими эпитетами, точными метафорами и изящными сравнениями. Именно там и родилось понятие «цветы красноречия».

Создать по-настоящему красивый букет непросто. Здесь важно чувство меры, хороший вкус и большое терпение. А главное — не превратить украшение в украшательство! Таким образом, недостаточно только продумать идею и построить смысловой каркас своего текста, — важно еще и одеть его в подходящие «словесные одежды». Именно выразительные средства — те самые «словесные одежды», которые делают речь не только привлекательной, но и эффективной.

Познакомимся с некоторыми наиболее употребительными риторическими тропами и фигурами.

ТРОП (от греч. tropos — поворот) — употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе. Назовем некоторые из них:

  • Эпитет
  • Метафора
  • Метонимия
  • Ирония
  • Сравнение

Риторические фигуры

Фигура (от лат. figura — очертание, изображение) — особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность.

  • Риторическое обращение
  • Риторическое восклицание
  • Риторический вопрос
  • Антитеза
  • Градация
  • Повтор

Для начала мы поговорим о Тропах. Мы все их учили в школе. Давайте вспомним:

Эпитеты - это слова, которые описывают признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?. Эпитеты обычно используются для передачи чувств, настроения, помогают автору не только описать предметы и явления, но и передать своё отношение к ним. Эпитеты - это образные определения.

Например, «сонные березки» или «серебряные росы» (в стихотворении ниже).

С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки.

(К.Паустовский)

В обычной речи: слепая любовь, дремучее невежество, леденящая вежливость.

Олицетворение- приём «оживления» предметов, например:

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

(С. Есенин)

Что такое сравнение, напоминать, наверное, не стоит. Приведу только примеры:

  • В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору берёзы,
    И капли сока, точно слёзы,
    Текли прозрачною струёй.
  • (Ф. Соллогуб)

  • Повиснул дождь, как лёгкий дым.
  • (А. Фет)

  • Ночь хмурая, как зверь, глядит из каждого куста.
  • (Ф. Тютчев)

  • Над пёстрыми косынками колыхались грабли, будто оленьи рога.
  • (Е. Носов)

  • Дождик прошёл по садовой дорожке, капли на ветках висят, как серёжки.

А теперь задание для Вас: вспомните строчки известных вам стихотворений. Вставьте пропущенные сравнения.

  • Луна, как бледное …
    Сквозь тучи мрачные желтела.(А. Пушкин)
  • Осыпался с берёзы лист
    И, как ….. , устлал дорогу. (A. Майков).
  • И на ветках берёз,
    Как …. , горят
    Капли сдержанных слёз. (И. Никитин)
  • В полдень дождь перестал,
    И, что белый…
    На осеннюю грязь
    Начал падать снежок. (И. Никитин)
  • Черёмуха душистая
    С весною расцвела.
    И ветки золотистые,
    Что….. , завила.
  • Лес, ….., расписной, Лиловый, золотой, багряный. (И.Бунин)

метафора – скрытое сравнение, основано на переносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Например: «Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец» (Н.Заболоцкий) «Пускай ты выпита другим…» (С.Есенин). «Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы» («Слово о полку Игореве»).

метонимия в отличие от метафоры основана на смежности предметов или явлений, тесно связанных между собой. Например: «А в двери – бушлаты, шинели, тулупы» (В.Маяковский). Социальная принадлежность обозначена с помощью названия одежды, типичных для разных социальных групп. Примером метонимии является употребления слов «аудитория», «класс», «школа», «дом», «завод» для обозначения людей: «Аудитория стоя приветствовала оратора».

риторические фигуры похожи на узор, по которому «вышивается» фраза. На этапе выражения очень важно научиться использовать риторические фигуры. Фигура (от лат. figura — очертание, изображение) — особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность.

  • Риторическое обращение
  • Риторическое восклицание
  • Риторический вопрос
  • Антитеза
  • Градация
  • Повтор
  • Антитеза (противопоставление)
  • Пример:

    ЕСЛИ друг оказался вдруг
    И не друг, и не враг, а так... (В. Высоцкий)

    Но встретиться было б трудней (М. Лермонтов)

    Особые приметы:

    Использование антонимических сочетаний и конструкций типа: «Если..., то...», «В то время как...», «..., но...».

  • Градация (постепенное изменение, нарастание или убывание)
  • Пример:

    Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин)

    Листок иссохший, одинокий,
    Пролетный гость степи широкой... (Д. Давыдов)

    Особые приметы:

    Использование синонимических сочетаний.

  • Повтор (Анафора)
  • Пример:

    И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет. (А. Пушкин)

    Особые приметы:

    Единоначатие, повторение слова или нескольких слов в начале фразы.

  • Эпифора
  • Пример:

    Тороватому боярину слава
    И красавице боярыне слава! (М. Лермонтов)

    О весна без конца и без краю —
    Без конца и без краю мечта (А. Блок)

    Особые приметы:

    Повторение заключительных элементов последовательных фраз.

  • Параллелизм
  • Пример:

    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой (М. Лермонтов)

    Под полозьями поле скрипит,
    Под дугой колокольчик гремит (Я. Полонский)

    Особые приметы:

    Повторение синтаксически сходных фраз.

Прочитайте шуточное обращение ученика к учителю, найдите тропы и фигуры, использованные им:

«Уважаемая и достопочтенная Валентина Федоровна! Все краски тускнеют, а цветы блекнут, все звуки утихают, а взоры мутнеют, когда вы входите в класс и одаряете нас, пустых и никчемных, недостойных и глупых, своей нежной, как лепестки розы, ласковой, как майский ветерок, улыбкой! Как рады мы видеть Вас на вашем прекрасном уроке! Как рады слышать ваш прелестный голос!»

Добавление отзыва
Чтобы изменить стандартный аватар, перетащите на него вашу картинку, или нажмите кнопку "Выбрать".
Выбрать
Добавить
Отмена
Заполните форму - и мы с Вами свяжемся.
Записаться
Отмена